Требования к уникальности диплома (магистерской)

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) представляет собой с одной стороны научную работу, которая призвана решать исследовательские задачи – поиск проблем, обоснование и предложение путей их решения. С другой стороны дипломная работа носит методический (повествовательный) характер, суть которого сводится к проведению анализа мнений иных авторов и раскрытие их позиций в части отношения к тому, либо иному аспекту затронутой темы работы.

Во многих высших учебных заведениях требования к дипломной работе, в принципе предъявляются одни и те же. Работа должна состоять минимум из двух глав, при этом в первой главе раскрываются основные положения исследуемой темы, такие как понятие, сущность, условия, порядок существования какого-либо явления или правоотношения и т.д. В связи с этим, говорить о высоком проценте оригинальности текста первой главе не приходится, что влечет за собой и понижение уникальности текста всей работы в целом. Мы предлагаем максимально сократить объем первой главы для преодоления вышеуказанного негативного эффекта. К иным главам работы требования существенно выше – должна быть высокая самостоятельность проведенного изучения темы, выявлены те проблемы, которые широко не освещались в работах иных ученых и предложены оригинальные пути решения указанных проблем. Бывает так, что существующие проблемы уже достаточно полно и подробно освещены на страницах научных журналов и найти «свою» оригинальную проблему не представляется возможным. В таком случае рекомендуем использовать критический подход к выбору способа решения проблем, предлагаемому авторами. При этом следует отказаться от использования прямой речи и использовать только косвенную. Как показывает практика этот способ во многих случаях достаточно эффективен.

Говоря о требованиях, предъявляемых к уникальности текста дипломной работы стоит сказать, что на данный момент в некоторых высших учебных заведениях этот порог составляет 50%, а где то и все 75%. Зависит это, в первую очередь, от уровня престижности учебного заведения, его «коммерциализации», структурной обособленности (филиал или головной ВУЗ) и т.д. В то же время, можно выявить ряд закономерностей в формировании высшими заведениями требований к уникальности дипломной работы. Если ВУЗ достаточно большой и имеется прямой доступ к системе «Антиплагиат-ВУЗ», то уровень уникальности дипломной работы должен быть больше – объясняется это тем, что работу можно многократно проверять на уникальность и возвращать для доработки студенту. Если расширенной системы проверки уникальности текста в учебном заведении нет и нагрузка ложится на научного руководителя, то во многих случаях руководители немного завышают процент реальной уникальности работы (порядка 5-10%), так как им самим не всегда хочется неоднократно проверять работу и править ее после попыток повышения уникальности студентами. Однако, зачастую, бывают и обратные ситуации – в маленьких филиалах Московских ВУЗов установлены требования оригинальности работы в районе 75%, при чем, работа проверяется один раз в Москве. В данном случае и студентам и преподавателям завидовать не приходится, так как никто не даст гарантии какой результат окажется после «московской» проверки. Особо стоит подчеркнуть, что многие преподаватели, особенно по гуманитарным дисциплинам, не всегда соглашаются с такими высокими требованиями, предъявляемыми к оригинальности текста диплома. Коммерческим ВУЗам в этом плане гораздо проще устанавливать приемлемые требования к уникальности диплома в районе 50%, так как это позволит им не отчислять студентов, которые не могут написать работу, соответствующую требованиям. Это условие также обеспечит некоторое преимущество ВУЗу в части набора студентов, ознакомленных с определёнными с упрощенными во многом требованиями к написанию работ.

Пару слов скажем и о магистерской диссертации. По большому счету, это тот же диплом, только данный вид работ позиционируют как «научный», в отличие от диплома, которые носит более описательный характер. Требования, которые предъявляет ВУЗ к уникальности магистерской работы выше и составляют порядка 80-85%. В магистратурах учится на порядок меньше студентов и контролировать процесс написания вроде бы должно быть проще, однако, как показывает практика вопросами прохождения плагиата студенты начинают вплотную заниматься только по завершающем этапе написания работы, при этом достаточно сильно страдает как орфография и грамматика работы, так и ее смысловое содержание.

В то же время, не стоит сильно переживать по поводу требований, установленных к уникальности текста диплома или магистерской диссертации – высока вероятность оказания помощи научным руководителем студенту, так как за написание работы ответственны оба – и студент и преподаватель.